А мог и не показать. В день спектакля выяснилось, что ящик с нотами по ошибке увезли в Петербург вместе со скарбом балета «Анна
Каренина», который Мариинский театр накануне давал на сцене того же
Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Трейлер
удалось поймать на полпути, ноты доставили чуть не к началу, но в
результате, как обычно бывает, общая взнервленность, охватывающая
театральный люд на грани провала большого общего дела, переплавилась в
энтузиазм, и спектакль шел с подъемом, который подчеркнул его
положительные качества и притенил прочие.
К первым относится прежде всего сам выбор произведения. Раритетная у нас опера Жака Франсуа Фроманталя Галеви (1835)
обладает любимыми публикой качествами: красивыми мелодиями, пышным
оркестром, мощными хорами, затейливым, но внятным сюжетом (либретто
Эжена Скриба излагает историю начала XV века: французского полководца
Леопольда любят принцесса Евдокия и дочка еврея Элеазара Рахиль, за
связь с христианином ее и отца казнят, перед смертью Элеазар открывает
кардиналу, что Рахиль на самом деле его дочь) и притом не приелась.
На Национальную театральную премию выдвинуты сопрано Наталья Миронова и тенор Нил Шикофф.
Миронова — Евдокия выросла с премьеры, теперь она не форсирует звук, а
плетет вокальные кружева с французистым изяществом и ведет себя с таким
же шармом. Элеазар — коронная партия 61-летнего американского певца.
Элеазар (прямой
наследник шекспировского Шейлока), пламенеющий любовью к приемной дочери
и ненавистью к христианам, спет-сыгран с чеканной выразительностью: о,
как он то сутулится, скручивая корпус спиралью, то распрямляется, как
клинок, как точны и остры каждый взгляд, жест, интонация. Филигранный
рисунок и эмоциональная наполненность — как у старых мастеров, нынче так
мало кто умеет. Это вполне оценил зал, устроив после знаменитой арии
Rachel, quand du seigneur овацию на несколько минут.
Стоявший за пультом Петер Феранец заставил согласиться с экспертным советом «Маски», выдвинувшим его в номинации «лучшая работа дирижера». Зато недоумение вызвало аналогичное решение в отношении режиссера и сценографа. Арно Бернар поставил, а Герберт Мурауер оформил «Иудейку»
согласно канонам, в последние десятилетия ставшим рутиной мирового
оперного театра: ежели имеются евреи, где бы и когда ни происходило
действие, у нас будет про холокост.
И вот в интерьере квази-Шпеера квазиэсэсовцы в красных рубашках
аффектированно фальшиво лупят евреев дубинками. А кроме того, в арсенале
режиссерских приемов г-на Бернара не предусмотрено иных выражений
повышенно эмоционального отношения кого бы то ни было к кому угодно,
кроме как швырять того на пол.